«От перемены мест слагаемых: стоишь или сидишь
Результат не меняет – так ли это важно знать?» - /афоризм/.
Рассуждение того, почему в Библии уделяется внимание того, что Христос проповедуя в храме, «сидел», а в наше время проповедники в церкви стоят за кафедрой. Есть ли в этом важность и необходимость знать так как «написано» или не имеет значение для нас?
Для начала разберём: греческое слово кафедра - значит сидение. А во многих европейских языках до сих пор говорится стул профессора, то есть кафедра; кафедра (греч.kathedra, буквально – кафедры, седалище, сиденье, стул) и папа римский говорит экс кафедра - со своего сидения; кресло, на котором он сидит в церкви (церковно).
«Собравшись вместе в Галилее,
Ученики Христа на вечере сидели.
И Учитель сидящий с ними общался
И духовное наставленье им давал.
В кругу друзей Христос сидит
Хлебопреломленье им раздаёт.
Вино, говоря, - пейте её все
И, словом их наставляет.
Апостолы Христа сидели
Христос сидел пред ними
Псалмы, что Он учил их – пели.
В закрытой горнице, негромко.
/По словам, И.Проханов/
«…и когда сел…учил их» - /Мт.5.1-2/. Торжественный характер Его проповеди, подразумеваемый в словах: «и когда Он сел». Как это было принято у иудейских учителей, «…каждый день с вами сидел Я, уча в храме» - /Мт.26.55/. «Там родители и нашли Его, сидящего посреди учителей» - /Лук.2.46/, а не стоящего подобно ученику, которого экзаменуют или наставляют. Если пастырь стоит в церкви, значит, он пришёл на экзамены, чтобы сдать их и проверить свою готовность к работе, как студент – учитель проходит первый урок перед учениками и учителями. А сидящие учителя решат, разрешить ему или нет, приступить к работе.
А Христос сел, ибо Он обнаружил такие познания и мудрость, что они позволили Ему сидеть с ними как их товарищу или члену их общества. На равных условиях: сидящие разговаривали с сидящими.
Это свидетельствует о том, что Он не только был исполнен премудрости /Лук.2.40/, но также имел желание умножать её и готовность делиться ею с другими. Если у пастыря нет, желание в собрании сидеть и учить, значит, он считает и является собой высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий своё превосходства и всё общество в котором пастырь проповедует, он считает ниже своего достоинства чтобы на уровне сидеть и учиться самому. Считая, что перед ним ни братья, а прихожане. А это большая разница.
Еще в древности «Закон…» считалось, что когда из двух разговаривающих один сидит, а другой стоит, то сидящий является старшим и более уважаемым, чем тот который стоит и не считающий себя чтобы сесть».
Комментарий художника В.Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками». «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии» - /Иоан.8:2,3/ Иисус учил сидя. И это не было какой-то необычной манерой, присущей только Ему. Однако у большинства из нас другое представление. Наши проповедники сегодня проповедуют, энергично расхаживая по сцене, или, в крайнем случае, стоя за кафедрой, не зная её значение.
«А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их». Иисус начал учить, когда сел. Во время официального учения - иудейский раввин сидел. Интересно, что сегодня, любой из ораторов никогда бы не сел, это нужно иметь большое смирение.
Поэтому, когда мы читаем об Иисусе, в евангелии от Луки говорится: «И, закрыв книгу и отдав служителю, сел» - /Лук.4:20/, в этом же стихе сказано, что Иисус сел; это может создать у нас впечатление, что Он закончил свою речь. Но, напротив, Иисус только начал её, когда сел. Дело в том, что оратор говорил свою речь, сидя, и раввины тоже учили сидя. И он начал говорить им: «….» - /Лук.4.21/.
Христос же, хоть и выбрал место на возвышенности, при этом садится. И для всех присутствующих это означало лишь одно – сейчас будет сказано нечто очень важное. Все учителя того времени учили сидя. Когда учитель садился в присутствии народа, это означало лишь одно – он будет говорить очень важные вещи. Христос не отступил, в данном случае, от этой традиции и показал присутствующим важность момента.
В том обществе ораторы говорили свои речи, и раввины тоже учили сидя. Итак, мы говорим о стереотипах. Многие христиане считают неприличным молиться на собраниях, сидя, поэтому они встают, когда молятся, и сидят, когда поют гимны. В других церквях молятся сидя, но поют стоя. Кстати евреи не увидели бы в молитве стоя никакого благоговения, не каждый бы решился на дерзость стоять, говоря с Богом, потому что перед Ним следовало склоняться ниц, то есть, касаясь лицом, лбом земли.
Христиане верят, что Библия – это Слово Божье, но при этом проповедники часто не задумываются, как они публично обходятся с Библией, что является соблазном для мусульман, которые относятся к Писаниям с большим почтением, никогда не опускают Коран ниже гениталий, не бросают его и не размахивают им как тряпкой на сцене. И создаётся проблема в том, что вы пытаетесь ходить прежде, чем вы сели.
Как делают харизматики - пастыря, проповедуя, стоя и в тоже время ведут, себя не почтительно к Богу. Где почтение к Богу? /Мал.1.6/. Лучше бы они сидя проповедовали, т.е. беседовали. Христианство начинается не тогда, когда мы начинаем ходить, но когда мы начинаем сидеть. Единственный путь для верующего проповедника научиться добиваться успеха в этой жизни, это, прежде всего, научиться «садиться». «Сидеть» - значит быть в состоянии покоя.
Каждое новое духовное переживание начинается с того, что мы по-новому садимся с Иисусом, в каждой ситуации: с Богом, с человеком.
Поэтому вас приглашают сесть и наслаждаться всем, что Бог сделал для вас. Помните, с чего мы начали: каждое переживание верующего, несмотря на то, сколько времени вы являетесь верующим? И что у вас за ситуации, которая начинается с того, что вы садитесь для беседы.
«…сел у колодезя…» - /Ин.4.6/. Сел потому, что утомился. Использующим возможность отдохнуть, подобно всем вообще путешественникам: утрудившись от пути, сел у колодезя. Как обычно садятся люди, утомлённые долгим путешествием. Пока Иисус сидел так, к колодцу подошла самарянка. «Он сел и учил их» - /Ин.8.2/, как власть имеющий и как намеривающий пребывать на этом месте в продолжение некоторого времени.
Раввин часто учил, расхаживая или прогуливаясь, но официальные учения он начинал, усевшись на свое место. Таким образом, уже само указание на то, что Иисус сел, прежде чем начал учить Своих учеников, указывает на то, что это учение занимает центральное место и является официальным. Христос много раз, проповедовал по какому-нибудь случаю, и тогда проповеди Его носили характер беседы. Теперь же, когда Он расположился так, чтобы все хорошо слышали Его, проповедь Христа имела характер преднамеренной, заранее приготовленной речи. Он сел, как Судья или Законодатель. Это указывает нам на то, что говорить о Божественных истинах и слушать их следует в спокойном и уравновешенном состоянии духа. Он сел, чтобы исполнилось Писание: «И сядет…» - /Мал.3.3/.
Какой же будет эта награда: Они сядут. «Побеждающему дам сесть со мною на престоле Моём, как и я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» - /Отк.3.21/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский комментарий на Новый Завет 1662-1714. У. Баркли - преподаватель кафедры изучения Нового Завета в университете Глазго, Шотландия, автор популярного комментария к Евангелию, написанного в 1952-1958 гг. Дейл Бэйз пастор церкви «Благая весть» в Евпатории (Крым, Украина). «Шедевры русской живописи». «Большой словарь иностранных слов».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Интересное замечание; спасибо, что Вы подметили эту деталь в поведении учителей первых веков. Но, с другой стороны, вносить изменения в практику религиозного обряда нужно очень осторожно и продуманно. Например, сложно представить, каким образом проповедник, сидя, сможет обращаться к нескольким сотням слушателей: ни он их не будет видеть, ни они его. Если же он будет сидеть на стуле на возвышении – то, это будет выглядеть, как восседание правителя на троне – пусть лучше стоит. А там, где речь идет о небольшой группе, конечно, будет лучше, если проповедники и учителя будут нести служение, сидя среди своих слушателей.
Так же правильно Вы заметили, что Протестанты зачастую не проявляют должного почтения книге Священного Писания; посмотришь, буквально у половины сидящих в церкви, Библии истрепаны, исписаны. Должен признать, что и я, к сожалению, грешен в недолжном отношении к книге Библии (раньше делал заметки на полях). Да, здесь есть чему поучиться, и у Иудеев, и у Мусульман, да и у Православных христиан.
И третье, о чем заставила задуматься меня Ваша статья – о цене произносимого слова. Ведь, действительно, если проповедник бегает по сцене, много и громко говорит, то обесцениваются слова его, превращаются в развлечение для слуха. И наоборот, если кто скажет мало, но слово его будет с силой Духа Божьего; то, даже тихо сказанное слово будет звучать в ушах и в сердцах у слушающих: тишина будет стоять в зале.
Мира Вам, Валерий, и Божьих благословений!
Николай.
Публицистика : Мужество и слезы - Антон Это произошло - полтора года назад, зимой.Вся наша жизнь - испытания, и нужно их преодолеть не совратясь на посулы мертвой материи. Жива материя тогда, когда Сердце человека горит Ярким пламенем - и оживляет все материальные формы тогда. Тогда и говорят, что жив человек, через дела свои, через формы, с которыми имел дело. Он просто вложил в формы Свое Сердце, и огонь Сердца горит в этих оживленных вещах и делах его. У кого нет Сердца, или слабо горит, то и дела таковы. С Душою это связано, или ее отсутствием. И я получил этот опыт, и знаю, что значит - не иметь Души в себе. Это полное потеря Себя, это смутная память о том, что имел богатство, но утратил его. Это состояние сознания безсмысленности существования, и почти потеря памяти, словно кто то вычеркнул из жизни, и оставил доживать в этой скорлупе, в которой уж не вознестись в поднебесье.